Теория еврейского свитера

0
1011

На прошлой неделе произошло совершенно незначительное в мировом масштабе, но очень важное для нашей семьи событие — юбилей моей мамы. Конечно же, ей снова исполнилось 20, ведь она, как и все еврейские мамы, никогда не стареет. Прошедший юбилей показался мне отличным поводом написать о еврейской маме — аидише мамэ.

Еврейская мама — популярный герой шуток. Еще с детства помню два очень коротких, но емких и любимых в нашей семье анекдота: «Чем отличается еврейская мама от арабского террориста? — С террористом можно договориться» и «Чем отличается еврейская мама от ротвейлера? — Ротвейлер когда-нибудь может отпустить». Все эти истории не были бы так смешны, если бы не были правдивы и обусловлены гипертрофированной сверхзаботой, сверхопекой и сверхлюбовью.

Еврейские мамы задают очень высокую планку своеобразной сверхженщины, до которой далеко не все девочки готовы дотянуться с первой попытки.

В еврейской маме генетически заложены такие качества, как забота, стремление к полной опеке и устройству жизни любимого чада по своему усмотрению, желание для своего ребенка большого будущего и предприимчивость на пути к осуществлению этого проекта. Однако далеко не всегда этот достойный набор качеств приводит к желаемому результату. К чему он приводит точно, так это к формированию у ребенка «комплекса еврейской мамы».

Проявляться у ненаглядных чад этот комплекс может по-разному. Наверняка у каждого из нас есть хотя бы один знакомый, который так сильно привязан к своей маме, что не способен без нее принять сколько-нибудь важное решение. Иногда этот комплекс проявляется в том, что дети получают прекрасное образование, становятся докторами, адвокатами и лауреатами Нобелевских премий только ради того, чтобы порадовать любимую маму, а не потому, что они сами этого хотят.

Есть еще один аспект. Еврейские мамы задают очень высокую планку своеобразной сверхженщины, до которой далеко не все девочки готовы дотянуться с первой попытки. Именно поэтому некоторые мужчины никак не могут остановить свой выбор, а если и останавливают, то их матери зачастую не признают избранную кандидатуру достойной парой своему любимому сыну.

evrejskaya-mama

Почему так происходит? Нет, еврейские мамы отнюдь не плохие, совсем наоборот. Ведь они от всего сердца желают своим детям самой лучшей судьбы и действуют всегда из самых искренних побуждений. Проблема заключается в отказе признать тот факт, что их ребенок — больше уже не ребенок, что он теперь живет своей жизнью и возможно даже (о, нет!) имеет свое, отличное от маминого, мнение.

О еврейской маме сочиняют не только анекдоты, но и стихи, песни, не перестают благодарить за все, что она сделала и продолжает делать.

Все эти черты еврейской мамы, руководствующейся самыми добрыми намерениями и ничем больше, желающей все сделать как можно лучше для своих детей, давно и довольно прочно укрепились в массовой культуре. Бытует мнение, что к формированию такого яркого образа еврейской матери приложила руку известный американский антрополог Маргарет Мид, которая в свое время занималась исследованиями еврейских семей. Потом над укоренением стереотипа поработали многие служители муз, в частности Филип Рот в романе «Случай Портного».

Подобное стереотипное поведение, конечно, свойственно не одним только еврейским мамам. Американский писатель Дэн Гринбург в своей книге How to be a Jewish Mother пишет: «Для того чтобы стать еврейской матерью вовсе не обязательно быть матерью и принадлежать к еврейской национальности. В роли еврейской матери с одинаковым успехом может выступать итальянский парикмахер или служанка из Ирландии». Просто данная ролевая модель немного чаще встречается именно среди еврейских мам. В среднем — у каждой первой. Но, отбросив в сторону стереотипы, нужно сказать, что какой бы ни была мама, ее любят, ведь не любить мать — это все равно, что предать собственную сущность. О еврейской маме сочиняют не только анекдоты, но и стихи, песни, не перестают благодарить за все, что она сделала и продолжает делать.

Меня, как и любого еврейского ребенка, в свое время крайне напрягала «теория еврейского свитера» (такого свитера, который ребенок обязан надеть, когда его маме становится холодно), адептом которой является моя мама. Но, с течением временем, я все больше похожего замечаю в себе самой. И что-то мне подсказывает, что через энное количество лет я стану совершенно такой же сверхопекающей еврейской мамой. И, наверное, это неплохо.

Ведь, в конце концов, еврейская мама — это источник нашей жизни. И даже если еврейские мамы немного ворчливы, докучливы и чрезмерно заботливы, то, в то же самое время, они любящие, мудрые и готовые бесконечно жертвовать собой. Я не знаю, как вы, но я не устаю признаваться в любви своей маме снова и снова.

ИСТОЧНИКredsunset.ru
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ